Древняя Каппадокия. Первые христиане.


Древняя история Каппадокии

Каппадокия – область в Анатолии, расположена в современной Турции. Название «Каппадокия» восходит ко времени владычества Ахменидов: с древнеперсидского «Katpatuka» - «край прекрасных лошадей». Наследницей Персидской империи Ахменидов стала Парфянская империя Аршакидов, а с III в. - Персидское царство Сасанидов. В 17 году император Тиберий обратил Каппадокию в провинцию Римской империи, что, однако не принесло мира. Войны за восточные земли между Римом и персами продолжались и во II-III вв. н.э.  Так, в 260 г. Парфянский царь Шапур I из династии Сасанидов вторгся в восточные владения Рима. Археологами найдена наскальная надпись, описывающая победы Шапура: «По ту сторону Карр и Эдессы у нас была большая битва с императором Валерианом. И императора Валериана мы взяли в плен собственноручно, и префекта, сенаторов и офицеров, которые командовали той армией, — всех мы взяли в плен и угнали в Персию. И Сирию, Киликию, Каппадокию мы разграбили, опустошили и разрушили». Однако уже при Марке Аврелии и его преемнике Диоклетиане Каппадокия вновь становится римской провинцией.
Жители Каппадокии упоминаются уже в «Деяниях Апостолов» в описании Сошествия Святого Духа: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии». (Деян. 2:7-9).

Св. Лонгин Сотник

Первым Благую Весть о Воскресении Христовом принес в Каппадокию Лонгин, сотник Римского легиона. О нем в Евангелии сказано: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54.) Ср. Марк. 15:39 и Лк. 23:47). «Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе и сподобился стать свидетелем Воскресения Христова. Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о Воскресении Христовом. Тогда архиереи и старейшины иудейские, исполненные зависти и гнева, пошли к Пилату со многими дарами и стали просить его отправить послание кесарю в Рим с извещением о том, что Лонгин отвергнул от себя воинский сан, отказался от подчинения римской власти и возмущает в Каппадокии народ, проповедуя им о другом царе». (Из «Жития Св. Лонгина»). Святой Лонгин стал первым мучеником Христовым, просиявшим в Каппадокии.

40 мучеников Севастийских

В первые века христианства многие исповедники-каппадокийцы сподобились мученического венца. Особенно много среди них было воинов, так как приграничная Каппадокия исстари славилась своими конниками. Каппадокийские когорты римской армии считались одними из лучших. Каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской (память 9 марта). «В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. В полку Агриколая находились воины числом сорок, из Каппадокийской области, которые составляли особенно-почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога. Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта, когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать - уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь».

Святые Каппадокийцы в III-IV веках.


Св. Георгий Победоносец

Одним из наиболее почитаемых Святых воинов в Каппадокии был Св. Георгий Победоносец (память 9 мая). Именно в Каппадокии, на родине святого, зародился и знаменитый иконописный чин: Св. Георгий на  белом коне поражает копьем змия. Св. Георгий Победоносец родился в Каппадокии в конце III в. н. э.  «Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Придя в возраст, святой Георгий отличался красотою лица, мужеством и крепостью тела, почему и был поставлен трибуном в знаменитом воинском полку. В этом чине он проявил такую храбрость на брани, что царь Диоклетиан, еще не знавший о его христианстве, почтил его саном комита и воеводы. Узнав о вере Георгия, император подверг его истязаниям. Когда Святого вели на казнь, он молился: Услышь меня и ныне, Владыка, предстань мне рабу Твоему в последний сей час и избавь душу мою от козней воздушного князя и от духов его нечистых. Не поставь во грех согрешившим против меня по неведению, но подай им прощение и любовь, чтобы и они, познав Тебя, получили участие в Твоем Царстве, с избранниками Твоими. Приими и мою душу со благоугодившими Тебе от века, презрев мои грехи, совершенные в ведении и неведении. Помяни, Владыка, призывающих славное имя Твое, ибо Ты благословен и препрославлен во веки. Аминь. Помолившись, святой Георгий с радостью преклонил под меч свою главу и так скончался в двадцать третий день месяца апреля, достойно совершив свое исповедание и сохранив веру непорочную. Посему он и увенчан избранным венцом правды».

Равноапостольная Нина

III-IV век - время, когда Благая весть пришла в Грузию и Армению, и пришла она из Каппадокии.
Равноапостольная Нина (память 14 января), просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений.
«Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа". Царь Грузии Мириан (265 - 342) хотел подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. "В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь". Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита молила своих языческих идолов о возвращении дневного света, но  безуспешно. Тогда устрашенные сановники единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Св. Григорий Армянский

В Каппадокии вырос и креститель Армении Св. Григорий.
В житии Просветителя Армении Св. Григория повествуется о том, что Святой происходил от знатных и благородных, но пребывавших во тьме неверия родителей. Отец святого, Анак убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину в Каппадокию, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. За исповедание христианства армянский царь Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григорий был рукоположен в епископы от архиепископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего возвел храм в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает "сошел Единородный". По преданию, Сам Христос указал Святому  Григорию место для строительства храма.

Отцы Церкви.


Св. Василий Великий

Св. Григорий Богослов

В 330 году в Каппадокии у кесарийского ритора Василия и жены его Эммелии родился сын Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской, величайший православный святой (память 1 января).
У  родителей Василия Великого было десять детей, среди которых Св. Василий Великий, Св. Григорий Нисский, Св. прпп. Макрина, Св. Петр, епископ Севастийский.
Друг и сподвижник Василия Великого, Св. Григорий Богослов (память 25 января), родился в 329 году в Назианзе Каппадокийском, где отец его был епископом. Святитель так писал о своих родителях: «Родитель мой был старец честный и добродетельный, незлобив и изящный образ к подражанию каждого, вторый Авраам. Мать же моя была достойная супружница такового ложа, и ничем не менее столь великого супруга. Она, возжелав видеть в дому своем чадо мужеского пола, желание всем матерям сродное, начала молиться Богу о ниспослании ей желаемого. И как велико ея было усердие, то дар просимый прежде получения посвящен был Богу. Молитва ея не осталась тщетною. Так едва я родился, но се уже и принадлежу другому: на благо сие привержение!» (Св. Григорий Богослов из «Жития Св. Григория, архиепископа Константина града, писанного им самим».)
Св. Григорий со Св. Василием встретились в Афинах, где вместе учились. «Господь благоволили удостоить меня особливою милостью, даровав мне друга мудрейшего, почтеннейшего и ученейшего из многих. Кого, спросите меня? Василия! Сего Василия, оказавшего толикия услуги веку своему. Я с ним жил, соучаствовал ему в учении и умозрении. Казалось, единая душа оживляла два тела». По окончании учения по просьбе престарелого отца Григорий вернулся в Назианз. Назианзская епископская кафедра стала для Св. Григория и крестом и причалом, родным домом, откуда он бежал и куда всегда  возвращался из Афин, из Понтийской пустыни, из Константинополя после своего недолгого архиепископства. Немногочисленной пастве назианзской церкви Св. Григорий отдавал все свои силы, как истинный пастырь молясь за каждую душу своего стада. Уже тяжко страдая от болезней Св. Григорий не оставлял забот о жителях Назианза, пока не был найден достойный последователь. 1 января 379 года скончался Василий Великий. Святой Григорий только на 10 лет пережил своего друга. Он скончался 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года мощи, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Св. Иоанна Златоуста. В настоящее время мощи Святого Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

Создание монастырей

Со времен Святых отцов-каппадокийцев сохранились в Каппадокии сотни пещерных монастырей.
История многих из них уходит еще в дохристианскую эпоху, во времена первых племен, заселивших Каппадокию. Уникальный каппадокийский ландшафт, сформированный гигантскими лавовыми потоками, сложил и оригинальный тип древнего поселения – многоярусного подземного города, высеченного в мягкой породе иногда на пятнадцать-двадцать этажей вниз. Такие города, имевшие подчас до нескольких тысяч жителей, были почти неприступны: обширные хранилища, доступ к грунтовым водам и даже подземные загоны для скота позволяли жителям, тщательно завалив единственный вход в город, держать многолетнюю оборону, не сообщаясь с внешним миром. Позже, когда эти города были оставлены мирянами, их заняли многочисленные монашеские общины, искавшие уединенной, оторванной от мирских попечений жизни. Собственно, именно здесь, в пещерах Каппадокии сложился сам тип христианского общежительного монашества. Есть и еще один, возможно, даже более значимый, символический смысл в жизни пещерной обители: воспоминание о Христе, родившемся и погребенном в пещере, и о Его Светлом Воскресении, благую весть о котором у врат пещеры сообщил Женам-Мироносицам Ангел. Пещерная келия каппадокийского монаха таким образом становится еще одной ступенью его подобия Христу, символизируя смерть монашествующего для мира и его последующее духовное воскресение.

История Каппадокии от Константина Великого до завоевания сельджуками (от 325 г. до 1079 г.)


IV-VII века

В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством.
В 325 г. в Никее состоялся I Вселенский Собор, и в том же году император Константин Равноапостольный выбрал новое место для столицы на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей.
В 395 г., при разделе государства, Каппадокия отошла к Византии. Первые несколько столетий  существования Восточной Римской Империи, когда Каппадокия из приграничной территории стала внутренней областью державы, были веками  наибольшего ее расцвета.
В первые века своего существования Византии главными противниками империи были персы. В VII в. им на смену пришел еще более серьезный враг: арабские племена, к тому времени создавшие свою государственность и объединенные новой религией - мусульманством. В течение нескольких лет арабы захватили богатые земли Сирии и Палестины, а потом присоединили к своей державе и Северную Африку. Вскоре к сарацинам отошла и Каппадокия.

Иконоборчество

Однако сарацинское нашествие не искоренило, а напротив, укрепило Православие в Каппадокии.
Когда в VIII столетии византийский император Лев Исавриец возглавил жестокое гонение на иконы, именно в сопредельную Каппадокию устремились гонимые общины византийских иконопочитателей, впоследствии сыгравшие решающую роль в формировании знаменитой школы каппадокийской фрески.  В эпоху иконоборчества в Каппадокии появилась уникальная орнаментальная техника иконописи, иногда называемая «краснофигурной». Она представляла собой своего рода компромисс: «запрещенные» к изображению образы были переведены каппадокийцами на сложный знаковый язык, своеобразную тайнопись. Традиционный иконописный сюжет изображался в виде особой последовательности простых геометрических фигур и узоров. Эта простая в исполнении техника надолго пережила иконоборчество и еще много столетий применялась для росписи небольших храмов, часовен, монашеских келий, в особенности в трудные для Церкви времена, когда полноценная роспись храма становилась невозможной. В 787 году против ереси иконоборчества был собран Седьмой Вселенский Собор в городе Никее. На Соборе был сформулирован и утвержден догмат о иконопочитании.

Торжество Православия

Из всех побед над множеством разнообразных ересей только победа над иконоборчеством, одержанная в Никее, была провозглашена «Торжеством Православия». Ересь иконоборчества и история победы над ним ясно показывает, какова суть византийской (в том числе и каппадокийской иконописи). Каппадокийская фреска является таким же проявлением богословия, как Творения Св. Отцов-каппадокийцев. По Св. Василию Великому, «что слово повествовательное чрез слух представляет, то самое живописное искусство без слов чрез подражание показывает».

Император Св. Никифор Фока

В 958 году выдающийся византийский полководец Св. Никифор Фока, друг и сподвижник Св. Афанасия Афонского, освободил Каппадокию от власти сарацин. Здесь же, в Кейсарии Каппадокийской, он был провозглашен императором Византии. Начался новый, хотя и краткий, период расцвета Каппадокии. Во времена Никифора Фоки в Каппадокии впервые появляются русские – в составе византийской армии, освобождавшей Каппадокию. С момента освобождения Каппадокии начинается короткая и яркая история каппадокийской школы иконописи. Основным центром ее развития стала монастырская долина Гореме и ее ближайшие окрестности, где за столетие с небольшим были высечены в скалах и расписаны несколько сотен выдающихся храмов. Такие храмы, как Старая и Новая Токалы, Чавушин, Айвалы, Юсуф Коч, храмы Ихлары, Темная церковь – уникальные памятники мировой культуры, не имеющие аналогов в истории фресковой живописи. По богатству и сложности иконографии православная каппадокийская фреска по сей день не имеет себе равных.
В 1079 году Каппадокия пала под натиском турок-сельджуков. Сельджукские правители, отличавшиеся достаточной веротерпимостью, дозволяли расширение монастырей и роспись храмов. Такие церкви, как кафоликон Гюмюшлера и храм Святого Иоанна в Гюльшехире, были расписаны уже при сельджуках.

История Каппадокии под османским владычеством (от 1079 г. до 1924 г.)


Покорение османами.

В начале XIV века, когда Каппадокия вошла в состав Османского княжества, строительство новых пещерных храмов прекратилось. В 1453 году пал Константинополь, и последние надежды каппадокийцев на восстановление византийского правления рухнули. Времена Османской Империи ознаменовались для них, с одной стороны, наступлением относительного мира, но с другой – постепенным оскудением церковной жизни. Несколько разрушительных землетрясений уничтожили множество церквей в долинах Гореме и Ихлара, и монашествующие покинули их. Пещерные церкви были заброшены, частью разрушились, частью перешли под  хозяйственные нужды.

Св. Иоанн Русский

Подавляющее большинство каппадокийцев к этому времени уже были мусульманами.
Однако именно тогда в Каппадокии просиял один из главных каппадокийских святых, наш соотечественник, Святой Праведный Иоанн Русский.
Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Каппадокию, в город Прокопион. В Каппадокии Иоанн Русский прожил около двадцати лет, оставаясь простым слугой: жил в хлеву в погребе хозяйского дома, а молиться уходил в крошечную келию, расположенную на соседней горе. Он прославился как целитель, защитник обиженных, покровитель слабых и убогих. За его советами и молитвенной помощью приходили и греки, и турки, и армяне.
Святой Праведный Иоанн Русский – один из наиболее почитаемых святых современной Греческой Церкви.
В XVIII и XIX веках христианские общины Кайсери, Мустафыпаши и некоторых других городов впервые за несколько столетий получают возможность построить новые церкви и заново расписать несколько действующих пещерных храмов. Немалую помощь в этом каппадокийцам оказала Россия: так, например, при помощи российских императоров восстанавливался и расписывался храм Св. Григория Богослова в Назианзе, некогда возведенный им самим.

Депортация 1924 года.

Эта важная работа была прервана Первой Мировой Войной и последующим крушением Османской Империи. Результат уничтожения Османской Империи стал печальным: в 1924 году из Каппадокии было выслано около 250 тысяч греков – всё православное население региона.
Стоит кратко остановиться на причинах этой драмы. В системе государственного управления османы использовали деление на миллеты: правящим миллетом был мусульманский, следующим по значимости - православный.  При системе миллет православные представляли собой отдельную этническую единицу. Постепенно православие  для турецкой власти, да и для самих греков, переплелось с национальной эллинской идеей, что привело ко многочисленным трагедиям XIX-XX веков, связанных с началом греческой освободительной войны и реакцией на нее турецких властей. Мученичество патриарха Григория V, Хиосская резня,  а в приложении к каппадокийской истории – высылка всего греческого населения Каппадокии в 1924-1925 годах – в общем и целом результат действия той же системы. В любом случае, массовая депортация не была, как полагают, целенаправленно антиправославным актом. Стоит отметить, что и отношение самих греков к высылке в Грецию было различным в каждом отдельном случае, применимо к каждой частной судьбе. Наиболее полно выразил трагическую двойственность этого события последний из великих каппадокийских святых, Св. Арсений Каппадокийский, духовный отец Паисия Святогорца, также уроженца Каппадокии. Предание сохранило его слова: «В Греции вы обретете Родину и воссоединитесь со своим народом. Но найдете ли вы там веру каппадокийских отцов?».

Каппадокия в современной Турции.


Сложить целостную картину положения современной Каппадокии, равно как и Турции в целом, достаточно трудно.
Несомненно одно: судить о турецкой политике в рамках событий 1453 года также ошибочно, как о российской –  по временам Василия III или Ивана Грозного.
В Турции нет ни ненависти, ни отторжения православных памятников, более того, положение пещерных церквей Каппадокии несомненно улучшилось за последние полвека. Фотографии 10-20-х годов XX века свидетельствуют, что храмы региона при греках находились в куда более плачевном состоянии, чем сейчас. Это было обусловлено крайней бедностью населения Каппадокии и отсутствием должной оценки памятникам раннехристианской культуры у самих православных греков. Стоит отметить, что вплоть до начала XX века и другие православные народы уделяли ранней иконописи и фреске ничтожно-малое внимание. Так, в России записывались иконы Рублева, сбивались фрески времен Феофана Грека. Поэтому обвинять в гибели десятков храмов Каппадокии именно турок – несправедливо.
С другой стороны, после выселения греков в 1924 году многие храмы были вновь осквернены малограмотными крестьянами, а затем и первыми туристами, начавшими посещать Каппадокию. Вскоре, однако, этому был положен конец: наиболее ценные храмы были отреставрированы (в основном силами европейцев) и поставлены под надежную охрану.
Другой вопрос, что число сохраненных храмов идет на десятки, а храмов заброшеных – на сотни.
И дело не только в отсутствии средств у турецкого правительства – дело в отсутствии приоритетов. Несомненно, что турками в первую очередь поддерживаются памятники османской и исламской культур: мечети, медресе, дворцы османских правителей. Немалые средства выделяются на поддержание памятников античности: Эфеса, Сард, Анатолийского побережья – как мест, наиболее интересующих западного туриста. Не будет преувеличением отметить безукоризненность содержания античных руин, находящихся подчас в лучшем состоянии, чем даже в Греции. Православные храмы стоят в этом ряду последними.
Большую долю заботы над ними взяли, как это не парадоксально, западноевропейские организации. Так, например, над выдающимся шедевром православной фрески, церковью Марьям Ана, шефствует специально созданное во Франции «Общество почитателей храма Марьям Ана» и т.д.
При этом результаты работы западноевропейской школы реставрации в православных цервях Каппадокии неоднозначен: по мнению специалистов отечественной школы, очень многое делается грубо, с нарушением канонов православной иконописи, мало знакомых западным, и тем более турецким специалистам.
Турецкие власти не только не препятствовали, а напротив, многократно пытались привлечь российских исследователей и реставраторов к решению проблем православного наследия, однако эти попытки не увенчались успехом. Необходимая для этого государственная воля Россией проявлена не была.
При этом Россия ведет в Турции достаточно активную культурную деятельность: так, в 2008 году был открыт мемориал Белой Армии в Галиполи, на который было затрачено более 75 миллионов евро, что в десятки раз превышает весь необходимый объем средств для спасения памятников, заставших Василия Великого и Григория Богослова, Симеона Столпника и Равноапостальную Нину, и нашего великого соотечественника – Святого Иоанна Русского.
При этом нельзя не отметить, что в XIX веке, в один из самых тяжелых периодов в отношениях России и Турции, русские императоры изыскивали возможности для спасения православных святынь Турции, в том числе и в Каппадокии. Специально созданный Российский Археологический Институт в Константинополе (РАИК) координировал деятельность русских реставраторов в Мирах Ликийских, в Стамбуле, в Назианзе. В 1917 году работы были свернуты, и более никогда не возобновлялись.
Сегодня, когда отношения между Россией и Турцией находятся в наиболее благополучной фазе, настает время для возрождения этих начинаний.


Последняя новость


В данном разделе новостей нет.

Фотогалерея


Copyright © 2009  Каппадокия
Работает на: Amiro CMS